Процедура и особенности банкротства индивидуального предпринимателя

Сразу отметим, что процедура банкротства индивидуального предпринимателя очень похожа на процесс банкротства физических лиц, многие пункты будут совпадать. Однако нельзя не заметить и различия, которые всё-таки здесь существуют. Всё это мы рассмотрим в этой статье.

Законодательные акты

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» появился в 1992 году.

Законодательные акты

Он регламентирует:

  • Основания для начала процесса банкротства индивидуального предпринимателя.
  • Право на обращение в судебную инстанцию.
  • Порядок рассмотрения дела.
  • Права кредиторов.
  • Мероприятия по предотвращению несостоятельности.

Порядок удовлетворения требований кредиторов:

  • Первая очередь: лица, перед которыми индивидуальный предприниматель несёт материальную ответственность, так как нанёс ущерб здоровью или жизни. Сюда же включены долги по алиментам.
  • Вторая очередь: выплаты работникам.
  • Третья очередь: претензии остальных кредиторов.

Признаки несостоятельности индивидуального предпринимателя

Перед тем как начать процедуру по объявлению несостоятельности индивидуального предпринимателя, необходимо определить, соответствуете ли вы следующим критериям:

  1. Есть долговые обязательства перед кредиторами, которые в силу разных обстоятельств не исполнены.
  2. Общая сумма задолженности составляет более 500000 рублей, причём долг перед одним кредитором должен быть более 10000 рублей.
  3. Отсутствие взносов по долговым обязательствам более трёх месяцев.
  4. Стоимость долга выше стоимости имущества должника.

Процесс банкротства

Правом инициировать процесс несостоятельности ИП наделены следующие лица:

  • Сам неплательщик, когда понимает, что финансов для расчёта с кредиторами не хватает.
  • Кредиторы: банковские учреждения и прочие.
  • Уполномоченные органы: Пенсионный Фонд, налоговая инспекция и прочее.

Перед процедурой несостоятельности неплательщик должен чётко понимать, что здесь невозможно:

  • Получить отсрочку.
  • Получить рассрочку.
  • Рефинансировать кредит.
  • Привлечь инвестора.

До начала процесса должнику необходимо подготовить следующие документы:

  1. Свидетельство ОГРИП.
  2. Индивидуальный налоговый номер.
  3. Документ, удостоверяющий личность.
  4. СНИЛС.
  5. Справки, подтверждающие наличие долгов.
  6. Перечень кредиторов с суммой долга по каждому из них.
  7. Сведения об имуществе, в том числе залоговое.
  8. Справки по совершённым операциям с имуществом за последние три года.
  9. Документы, подтверждающие право собственности на имущество.
  10. Выписка из финансовой организации о состоянии счетов.
  11. Свидетельство о браке, брачный договор (если имеется).
  12. Судебное постановление о выплате алиментов.
  13. Квитанция об оплате государственной пошлины.
  14. Сведения об арбитражном управляющем.
  15. Иные документы по запросу.

Регламент проведения процедуры:

  1. ИППодача ходатайства и документов в судебную инстанцию. А также необходимо оплатить сумму в 10000 рублей для выплаты вознаграждения арбитражного управляющего.
  2. Открытие делопроизводства, суд рассматривает заявление и все документы, чтобы исключить возможность фиктивного банкротства.
  3. Привлечение финансового управляющего, который назначается судом.
  4. Заседание кредиторов.
  5. Этап признания индивидуального предпринимателя неплатёжеспособным.
  6. Продажа собственности должника.
  7. Закрытие задолженности перед кредиторами.
  8. Окончание процесса банкротства.

Сроки проведения

Период проведения процедуры банкротства зависит от множества факторов. К ним относятся:

  • Степень загруженности судебного учреждения.
  • Активность или пассивность кредиторов.
  • Работа арбитражного управляющего.
  • Работа индивидуального предпринимателя.

Мнение эксперта
Юрченко Екатерина Васильевна
Заместитель председателя Комитета по разрешению долговых споров и антикризисному управлению
Средний срок процесса несостоятельности варьируется от полугода до десяти месяцев. Индивидуальный предприниматель должен ожидать пятнадцать дней после публикации записи о его банкротстве, прежде чем передавать ходатайство в суд.

Способы банкротства

Давайте разберём самые популярные способы:

  1. Реструктуризация задолженности. Такой подход является одним из мягких. Однако он может применяться лишь в том случае, когда у должника есть средства для расчёта. Данный способ подразумевает уменьшение взносов по кредиту с увеличением периода кредитования. Но вот финансовые организации такую услугу не очень одобряют.
  2. Конкурсное производство. В данном случае начинается процесс реализации имущества неплательщика с электронных торгов. Все вырученные деньги идут на закрытие задолженности перед кредиторами.
  3. Мировое соглашение. Здесь участники конфликта находят компромисс. Они самостоятельно устанавливают план дальнейших действий по закрытию долговых обязательств.

Способы банкротства

Перечень необходимой документации

К самому заявлению необходимо приложить следующие справки и бумаги. Без их наличия судебное учреждение не примет ходатайство.
Вот список:

  • Свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя.
  • Копия ИНН, заверенная у нотариуса.
  • Полный список кредиторов, включая контактные данные.
  • Список долгов (суммы по каждому кредитору).
  • Детальная опись имущества.
  • Справки о сделках с имуществом за последние три года (на сумму более 300000 рублей).
  • Документы, подтверждающие факт образования задолженности.
  • Копия свидетельства о браке, о рождении ребёнка.
  • Квитанция об оплате государственной пошлины, помимо этого, необходимо внести 25000 рублей за работу финансового управляющего.
  • Иная документации по запросу судьи.

Алгоритм действий по банкротству индивидуального предпринимателя

Как мы уже отмечали ранее, процесс по объявлению несостоятельности всегда начинается с подачи ходатайства в арбитражный суд.

Сообщение о желании подать на банкротство

Начиная с 2016 года каждый предприниматель, принявший решение получить статус банкрота, должен разместить информацию о своей несостоятельности на открытом Федеральном ресурсе. Сделать это необходимо за пятнадцать дней до подачи ходатайства в судебную инстанцию.

Мнение эксперта
Юрченко Екатерина Васильевна
Заместитель председателя Комитета по разрешению долговых споров и антикризисному управлению
Сведения о неплатёжеспособности на портале может разместить любое лицо, имеющее на это право. Подать информацию можно и с помощью нотариуса. Его услуга стоит 3000 рублей. Если сведения поступают от самого индивидуального предпринимателя, то ему не нужно дополнительно оповещать об этом своих кредиторов. Без уведомления судебная инстанция заявление рассматривать не станет.

Направление ходатайства в арбитражный суд

Документ всегда оформляется в двух экземплярах. Бланк ходатайства можно получить в самом органе защиты или скачать в электронном виде на сайте суда.
Помимо этого, необходимо заранее собрать следующие справки и бумаги:

  1. Свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя.
  2. Копия ИНН, заверенная нотариусом.
  3. Перечень займодателей, включая контактные данные.
  4. Список и размеры долгов по каждому кредитору.
  5. Детальная опись имущества неплательщика.
  6. Документы, подтверждающие право собственности на активы.
  7. Информация о различных операциях с собственностью за последние три года на сумму свыше 300000 рублей.
  8. Справки, доказывающие факт образования задолженности.
  9. Свидетельство о браке, о рождении ребёнка.
  10. Квитанция об оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
  11. Денежные средства в размере 25000 рублей на оплату работы финансового управляющего.

А также заявителю нужно указать название саморегулируемой организации, из числа участников которой будет выбран финансовый управляющий.

Направление ходатайства в арбитражный суд

Сроки рассмотрения ходатайства судебной инстанцией

Период рассмотрения заявления о банкротстве индивидуального предпринимателя составляет от пятнадцати дней до трёх месяцев.
Есть три варианта решения арбитражного суда:

  • Положительный исход, когда судебная инстанция принимает решение о реструктуризации задолженности или же инициирует реализацию имущества должника.
  • Отрицательное решение, когда неплательщик, к примеру, уже подавал подобное ходатайство, не соблюдены условия подачи и прочее.
  • Признание ходатайства необоснованным и прекращение банкротства. Всё аналогичное (пункт выше), за исключением иного заявления о несостоятельности.
Обратите внимание! Если специалисты зафиксируют факт фиктивного банкротства, то бизнесмена будут ждать крупные неприятности. Такое нарушение может повлечь за собой уголовную ответственность. Если причинён средний ущерб кредиторам, то должник попадает под статью номер 14.12 Кодекса «об административных правонарушениях» Российской Федерации. В этом случае ему может грозить штраф в размере 100 МРОТ или запрет на ведение коммерческой деятельности сроком на три года.

Назначение финансового управляющего

Если суд принимает решение о начале процедуры банкротства, то необходимо назначить финансового управляющего. Заявитель должен выбрать СРО, из которой судебная инстанция выберет ответственное лицо. Его участие в процессе — это обязательное условие, прописанное законодательными актами.

Полномочия финансового управляющего:

  • ПодписьОн имеет право оглашать возражение на требования кредиторов.
  • Подавать заявление о признании сделок недействительными от имени предпринимателя.
  • Участвовать в заседаниях в процессе реструктуризации задолженности на стороне должника.
  • Получать информацию о банковских счетах и имуществе неплательщика.
  • Получать сведения от предпринимателя о выполнении плана по реструктуризации.
  • Организовывать заседания кредиторов.
  • Подавать заявление в арбитражный суд с просьбой сохранить имущество должника.
  • Отзывать сделки индивидуального предпринимателя.
  • Привлекать третьих лиц для выполнения своих обязательств за счёт активов неплательщика.

Обязанности финансового управляющего:

  • Находить имущество должника и обеспечивать его сохранность во избежание реализации.
  • Проводить анализ финансового положения бизнесмена.
  • Уведомлять судебные органы о вероятном фиктивном банкротстве.
  • Вести перечень кредиторов.
  • Сообщать займодателям о начале процесса реструктуризации или о реализации активов.
  • Вести контроль над выполнением плана по реструктуризации задолженности.
  • Отчитываться перед займодателями о ходе процесса банкротства как минимум раз в три месяца.

Заседания займодателей

Организовывает заседание финансовый управляющий, на него также приглашается должник. На нём принимаются важные решения путём голосования. Уведомлять о собрании необходимо как минимум за две недели до планируемой даты.

Вопросы, рассматриваемые на заседании:

  • Решение об утверждении плана реструктуризации или об отказе от неё.
  • Решение об отмене плана по реструктуризации, если он неэффективен.
  • Решение о реализации активов неплательщика.
  • Решение о подписании мирового соглашения.

Реструктуризация задолженности предпринимателя

В попытке оздоровить финансовое состояние, суд может начать процесс реструктуризации долга. Однако это возможно лишь в том случае, если у неплательщика есть средства для оплаты долговых обязательств.

Реструктуризация задолженности предпринимателя

Последствия от процесса реструктуризации

Выясним, что же происходит сразу после реструктуризации:

  1. По всем кредитам бизнесмена наступает срок погашения. Иными словами, у него не должно быть больше долгов.
  2. Если кредитор не включил свои требования в перечень, то они считаются исполненными. Любое исковое заявление от такого кредитора будет оставлено без внимания.
  3. Больше не начисляются штрафы и пени по долгам. Снимается арест с активов.
  4. Приостанавливается исполнительное производство.
Важно! На бизнесмена будут наложены некоторые ограничения. К примеру, все сделки, сумма которых превышает 50000 рублей, должны быть согласованы с финансовым управляющим.

План реструктуризации

Составить план должен инициатор банкротства. Затем документ нужно передать управляющему, в налоговую службу, предпринимателю. Далее его должны одобрить на заседании займодателей.

Впоследствии есть следующие варианты:

Кредиторы одобряют план, тогда управляющий передаёт его в арбитражный суд.
Максимальный срок действия плана — три года.
За месяц до окончания действия плана управляющий должен подготовить отчёт о результатах реструктуризации. Если план не выполнен, то начинается реализация активов.

Кредиторы не одобряют план:

В этом случае можно начинать реализацию имущества, либо утвердить план.

Плюсы реструктуризации:

  1. Снижение долговой нагрузки.
  2. Не начисляются штрафы и пени на долг.
  3. Имущество остаётся у должника.

Минусы реструктуризации:

  1. Придётся платить.
  2. Не все управляющие берутся за дело.

Реализация имущества

Продать активы должника необходимо в течение полугода. Этот этап ложится на плечи финансового управляющего. Продаже подлежат все активы, необходимые для ведения бизнеса. Нельзя продать:

  • Единственное жильё.
  • Землю.
  • Личные вещи.
  • Животных.
  • Продукты питания.
  • Личные награды.

Торги проходят в три этапа:

  • Аукцион на повышение.
  • Аукцион на повышение после снижения стоимости на 10%.
  • Публичные торги.

Ответственность и потеря активов

При наличии задолженности кредиторы всеми путями будут пытаться вернуть денежные средства. Находить активы будут приставы. Займодатели могут бесконечно требовать от должника возврата долга.

От этого может страдать вся семья предпринимателя. Если банкротство инициируют сами кредиторы, то они могут оставить должника ни с чем, аннулировав при этом все совершённые ранее сделки. Тем самым они присвоят себе всё его имущество.

Стоимость процедуры

Кратко:

  • Оплата госпошлины — 6000 рублей.
  • Работа управляющего на первом этапе — 25000 рублей.
  • Следующий этап — 250000 рублей.
  • Публикация сведений на портале — 2000-3000 рублей.
  • Публикация сведений в СМИ — 12000 рублей.
  • Почтовые расходы — 5000 рублей.

В среднем стоимость банкротства ИП за 2018 год составила 250000 рублей.

Последствия банкротства

Минусы:

  • Аннулирование лицензии.
  • Запрет подавать документы на повторную регистрацию в течение года.
  • Нельзя занимать высшие руководящие должности в течение пяти лет.

Банкротство физических лиц и ИП. Отличия

Разберём отличия:

  • Бизнесмен теряет свой статус после постановления судебной инстанции.
  • Предприниматель обязан заявить о намерении стать банкротом в Единый Федеральный реестр о банкротстве юридических лиц.
Автор статьи
Юрченко Екатерина Васильевна
Заместитель председателя Комитета по разрешению долговых споров и антикризисному управлению
Написано статей
38

Комментировать