Правовой статус судебного пристава

Общая характеристика правового статуса судебного пристава

Основные элементы правового статуса любого субъекта права —

права (полномочия) и обязанности, юридическая ответственность.

Судебный пристав является государственным служащим. Причем судебный пристав является гражданским служащим. Поэтому правовой статус судебного пристава как государственного гражданского служащего включает также ограничения, запреты, правила служебного поведения, поощрения.

Правовой статус судебных приставов определяется в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральном законе «О судебных приставах», Федеральном законе «Об исполнительном производстве».

Правовой статус судебного пристава можно разделить на: 1) общий; 2) специальный.

Общий правовой статус судебного пристава — это его правовой статус как любого государственного служащего. В рамках общего правового статуса судебного пристава рассмотрим центральный его элемент: права и обязанности (табл. 3).

Таблица 3. Права и обязанности судебного пристава (Ф3№ 79)

Обязанности (ст. 15)

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения

1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные

Продолжение табл. 3 ?

Продолжение табл. 3

Обязанности (ст. 15)

  • 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
  • 3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  • 4) оплата труда и другие выплаты

в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

  • 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
  • 6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;

  • 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  • 3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные

в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

Обязанности (ст. 15)

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения

и иные организации;

  • 8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
  • 9) защиту сведений о нем как о гражданском служащем;
  • 10) должностной рост на конкурсной основе;
  • 11) профессиональная переподготовка, повышение квалификации

и стажировка в порядке, установленном федеральными законами;

  • 12) членство в профессиональном союзе;
  • 13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с федеральными законами;
  • 14) проведение по его заявлению служебной проверки;
  • 15) защита своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
  • 16) медицинское страхование в соответствии с федеральными законами;
  • 17) государственная защита своих жизни и здоровья, жизни и здоровья
  • 5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  • 6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • 7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • 8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • 9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах

и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

Продолжение табл. 3 ?

Продолжение табл. 3

Обязанности (ст. 15)

членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

  • 18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом;
  • 19) выполнение иной оплачиваемой работы с предварительным уведомлением представителя нанимателя, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
  • 11) соблюдать ограничения, обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены ст. 16,17, 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными федеральными законами;
  • 12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Специальный правовой статус судебного пристава — это его правовой статус, производный от той должности в системе государственной службы, которую он занимает, и тех задач, которые перед ним поставлены.

Специальный правовой статус судебных приставов можно классифицировать по разным основаниям. Так, исходя из поставленных задач, он делится на два вида: правовой статус судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; правовой статус судебных приставов-исполнителей.

Необходимо отметить, что несмотря на распространение положений ФЗ № 118 в равной мере на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и на судебных приставов-исполнителей, их специализация вызывает различия их правового статуса и установленных прав и обязанностей. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов не может выполнять обязанности и осуществлять полномочия судебного пристава-исполнителя, и наоборот.

Специальный правовой статус судебного пристава в зависимости от занимаемой им должности может быть разделен на следующие виды:

  • • правовой статус судебного пристава;
  • • правовой статус старшего судебного пристава;
  • • правовой статус главного судебного пристава субъекта РФ;
  • • правовой статус главного судебного пристава РФ.

2.4 Правовой статус судебных приставов-исполнителей

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от­части регламентирует правовой статус судебных приставов как участников исполнительного производства (ст. 3 и 4). Однако гораздо более детально правовой статус этого должностного ли­ца регулируется особым нормативным правовым актом — Феде­ральным законом «О судебных приставах», причем предписания этих законов в определенной степени дублируют друг друга. Та­кое законодательное регулирование нельзя признать удачным. К тому же указанный Закон посвящен регулированию участия су­дебного пристава в исполнительном производстве только час­тично, многие его положения регулируют иные отношения (обеспечение судебными приставами деятельности судов). Сле­дует отметить, что подобная ситуация может вызвать большую путаницу и затруднить усвоение субъектами правового регули­рования правовых предписаний, имеющих значение для испол­нительного производства и участия в этом процессе судебного пристава. Остается только надеяться, что законодательство об исполнительном производстве будет усовершенствовано, лучше всего — систематизировано.

На судебных приставов действующим законодательством возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов всех видов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов), а также по исполне­нию судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. Однако нас интересует только вторая часть этих правомочий. Участие судебных приставов в процессе функционирования судов не входит в круг вопросов, имеющих отношение к исполнительно­му производству.

Служба судебных приставов — составное звено системы ор­ганов Министерства юстиции РФ. В нее входят:

1) департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ, возглавляемый заместителем главного судебного пристава РФ;

2) служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ (далее — Управление военных су­дов), возглавляемая заместителем начальника Управления воен­ных судов — главным военным судебным приставом;

3) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации (далее — службы судебных приставов), возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации — главными судебными при­ставами субъектов Российской Федерации;

4) районные, межрайонные или соответствующие им соглас­но административно-территориальному делению субъектов Рос­сийской Федерации подразделения судебных приставов, со­стоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-испол­нителей, возглавляемые старшими судебными приставами.

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образова­ние), способный по своим деловым и личным качествам, а так­же по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обя­занности. На должность судебного пристава не может быть на­значен гражданин, имеющий судимость.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. На него распространяются все льго­ты и ограничения государственного служащего.

Судебный пристав-исполнитель не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью, быть депутатом законодатель­ного или представительного органа власти, участвовать в забас­товках, получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды и иные услуги, связанные с исполнением им должностных обязанностей, не может исполь­зовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию, в частности, в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, организаций. Судебный пристав- исполнитель должен, как и другие должностные лица, государ­ственные служащие и работники судебных органов, ежегодно декларировать свои доходы и представлять в органы Государст­венной налоговой службы РФ сведения об имуществе, принад­лежащем ему на праве собственности и являющемся объектом налогообложения.

При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: «Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию РФ и законы Рос­сийской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязан­ности судебного пристава».

Систему судебных приставов возглавляет главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и ос­вобождаемый от должности Правительством РФ по представле­нию министра юстиции РФ, которому непосредственно и под­чиняется.

Главный судебный пристав Российской Федерации:

• осуществляет руководство деятельностью службы судеб­ных приставов;

• издает приказы, указания и распоряжения, регулирую­щие вопросы организации деятельности службы судеб­ных приставов и порядок реализации мер материального и социального обеспечения судебных приставов, обяза­тельные для исполнения всеми сотрудниками службы су­дебных приставов;

• в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру службы судебных приставов;

• осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение службы судебных приставов;

• рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;

• несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возло­женных на службу судебных приставов.

Заместитель главного судебного пристава Российской Федера­ции и главный военный судебный пристав назначаются на долж­ность и освобождаются от должности министром юстиции Рос­сийской Федерации.

Главные судебные приставы субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности глав­ным судебным приставом РФ по представлению министра юс­тиции соответствующего субъекта Российской Федерации или начальника соответствующего органа юстиции.

Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации:

• осуществляет руководство соответствующей службой су­дебных приставов;

• образует подразделения судебных приставов, координи­рует и контролирует их деятельность;

• назначает на должность и освобождает от должности су­дебных приставов, организует их профессиональную и специальную подготовку и проводит их аттестацию;

• перемещает в случае необходимости судебных приставов из одних подразделений в другие в соответствии с рос­сийским законодательством о труде и о государственной службе;

• устанавливает в пределах выделенной штатной численно­сти и фонда оплаты труда штаты и структуру подразделе­ний судебных приставов;

• поощряет судебных приставов за успехи в работе и нала­гает на них взыскания за нарушения трудовой дисципли­ны;

• осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение судебных приставов;

• организует выполнение приказов, методических указаний и инструкций Министерства юстиции РФ, а также при­казов, указаний и распоряжений главного судебного при­става Российской Федерации;

• рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;

• несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возло­женных на соответствующую службу судебных приставов.

Главный военный судебный пристав обладает полномочиями, предусмотренными законом для главного судебного пристава субъекта РФ, в отношении судебных приставов военных судов.

Старшие судебные приставы и судебные приставы военных су­дов назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом начальником Управления военных судов.

Служба судебных приставов Управления военных судов ком­плектуется лицами офицерского состава и прапорщиками, кото­рые проходят военную службу в Вооруженных Силах РФ.

Судебные приставы объединены в подразделения в соответ­ствии с административно-территориальным делением субъектов Российской Федерации (районные, межрайонные и др.), воз­главляемые старшим судебным приставом.

Старшие судебные приставы и судебные приставы назначают­ся на должность и освобождаются от должности главными су­дебными приставами субъектов РФ. Старшие судебные приста­вы возглавляют подразделения судебных приставов.

Старший судебный пристав:

• организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную российским за­конодательством ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов;

• обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании;

• координирует действия судебных приставов по обеспече­нию установленного порядка деятельности судов и спе­циализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасности судей, заседателей, участ­ников судебного процесса, свидетелей, судебных приста­вов-исполнителей;

• является распорядителем депозитного счета подразделе­ния судебных приставов;

• осуществляет специальные полномочия, предусмотрен­ные законодательством об исполнительном производстве.

В частности, в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» старший судебный пристав: дает письменное разрешение на совершение исполнительных дейст­вий судебным приставом-исполнителем в нерабочие дни и в ночное время (п. 4 ст. 12); разрешает вопрос об отводе судебно­го пристава-исполнителя (п. 3 ст. 43); утверждает постановления судебного пристава-исполнителя об объявлении розыска долж­ника, его имущества или розыска ребенка (п. 1 ст. 28), об отводе переводчика или специалиста (п. 4 ст. 43), о взыскании расходов на совершение исполнительных действий (п. 4 ст. 84) и др.

По критерию выполняемых функций судебные приставы мо­гут быть разделены на две категории.

К первой категории следует отнести судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Функции судебного пристава следующие:

1) обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, уча­стников судебного процесса и свидетелей;

2) выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;

3) исполняет решения суда и судьи о применении к подсу­димому и другим гражданам предусмотренных законом мер про­цессуального принуждения;

4) обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

5) проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказа­тельств и их сохранность;

6) поддерживает общественный порядок в судебных поме­щениях;

7) взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

8) предупреждает и пресекает преступления и правонаруше­ния, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задержи­вает их с последующей передачей органам милиции;

9) осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

10) участвует по указанию старшего судебного пристава в со­вершении исполнительных действий (пожалуй, это единствен­ное, что имеет значение для исполнительного производства, единственная форма участия этой категории судебных приставов в таком процессе);

11) проходит специальную подготовку, а также периодиче­скую проверку на пригодность к действиям в условиях, связан­ных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей имеет право:

• обращаться за помощью к сотрудникам милиции, орга­нов безопасности, военнослужащим внутренних войск;

• применять физическую силу, специальные средства и ог­нестрельное оружие в случаях и порядке, которые преду­смотрены настоящим Федеральным законом (ст. 11 Фе­дерального закона «О судебных приставах).

Однако для изучения процесса исполнительного производст­ва гораздо важнее вторая категория — судебные приставы- исполнители, поскольку в их обязанности входит принудитель­ное исполнение предписаний исполнительных документов.

Являясь центральной фигурой всего процесса исполнитель­ного производства, судебный пристав-исполнитель имеет осо­бый правовой статус.

Судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного ис­полнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»:

1) принимает меры по своевременному, полному и правиль­ному исполнению исполнительных документов;

2) предоставляет сторонам исполнительного производства (далее — стороны) или их представителям возможность знако­миться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

3) рассматривает заявления сторон по поводу исполнитель­ного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

4) обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе ис­полнительного производства либо имеются иные обстоятельст­ва, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

• получать при совершении исполнительных действий не­обходимую информацию, объяснения и справки;

• проводить у работодателей проверку исполнения испол­нительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

• давать гражданам и организациям, участвующим в ис­полнительном производстве, поручения по вопросам со­вершения конкретных исполнительных действий;

• входить в помещения и хранилища, занимаемые должни­ками или принадлежащие им, производить осмотры ука­занных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соот­ветствующего суда совершать указанные действия в от­ношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

• арестовывать, изымать, передавать на хранение и реали- зовывать арестованное имущество, за исключением иму­щества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

• налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

• использовать нежилые помещения, находящиеся в муни­ципальной собственности, а при согласии собственника — помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, ис­пользовать транспорт взыскателя или должника для пе­ревозки имущества с отнесением расходов за счет долж­ника;

• в случае неясности требований, содержащихся в испол­нительном документе, на основании которого соверша­ются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъясне­нии порядка его исполнения;

• объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

• вызывать граждан и должностных лиц по исполнитель­ным документам, находящимся в производстве;

• совершать иные действия, предусмотренные Федераль­ным законом «Об исполнительном производстве» (ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах»).

В частности, судебный пристав-исполнитель выносит поста­новление о возбуждении исполнительного производства в слу­чаях, указанных в Законе, возвращает исполнительный доку­мент или отказывает в его принятии, производит опись имуще­ства должника, обращается в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, за разъяснением судебного акта или акта другого органа, вправе отложить исполнительные действия, назначает переводчика и специалиста, назначает хранителя аре­стованного имущества и др.

Судебный пристав-исполнитель обязан использовать предос­тавленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов гра­ждан и организаций.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (в ст. 4) и Федеральный закон «О судебных приставах» (в ст. 14) специально закрепляют обязательность требований судебного пристава-исполнителя (еще один пример дублирования норма­тивными правовыми актами друг друга — проявление слабой системности законодательства, регулирующего исполнительное производство, особенно если учесть, что формулировка и сущ­ность предписаний в этих статьях не вполне совпадает, что дает возможность для их различного толкования).

Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов, приравненных к судеб­ным законодательством об исполнительном производстве, обя­зательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации. При этом закон исходит из презумпции законности таких требований, а незаконность предписаний судебного пристава-исполнителя (и соответственно возможность их неисполнения) должна быть официально подтверждена и установлена (самое распространен­ное — решением суда).

Кроме того, ст. 14 Федерального закона «О судебных при­ставах» предусматривает, что информация, документы и их ко­пии, необходимые для осуществления судебными приставами- исполнителями своих функций и истребуемые ими по этой при­чине, предоставляются по их требованию безвозмездно и в уста­новленный ими срок. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» такой нормы не содержит.

Неисполнение законных предписаний судебного пристава- исполнителя является основанием для применения к виновному- лицу мер юридической ответственности — вплоть до уголовной.

Правовой статус судебного пристава — исполнителя

Система органов принудительного исполнения по своему социальному назначению и месту в системе в системе органов государственной власти Российской Федерации призвана обеспечить реализацию правовых норм с помощью мер правового принуждения в действиях участников правовых отношений.

Развитие Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации в современных условиях является одной из главных задач, напрямую влияющей на ход и темпы проведения в нашей стране судебной реформы, совершенствование законодательства, прежде всего гражданского, на инвестиционную привлекательность российской экономики.

Именно Служба судебных приставов обеспечивает неотвратимость имущественной и иной юридической ответственности должников в гражданском обороте, без чего невозможно решение значительной части экономических проблем современной России.

Органом исполнительного производства следует считать судебных приставов. Свои действия судебный пристав исполнитель совершает от имени соответствующей службы, являясь должностным лицом органом принудительного исполнения.

Полагаю, следует исключить из наименования служба судебных приставов исполнителей», «судебный пристав — исполнитель» слова «судебный» поскольку приставы не состоят при судах и исполняют не только судебные акты.

Вся деятельность судебного пристава-исполнителя направлена на достижение конечной цели исполнительного производства — быстрое и реальное исполнение судебных и несудебных актов.

Для достижения указанной цели судебный пристав — исполнитель осуществляет принудительное исполнение в пределах полномочий, которыми наделило его государство. Комментарий к ГПК РФ / Под ред. М.К. Треушникова. М.,2008.С. 334.

Судебные приставы, согласно ст.4 Федерального закона РФ «О судебных приставах», подразделяются на две группы:

  • 1) судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности;
  • 2) судов и судебные приставы — исполнители.

В Федеральном законе РФ «О судебных приставах» сформулированы общие требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должность судебного пристава, как одной, так и другой группы.

Так, судебным приставом может быть только гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий полное среднее или среднее профессиональное образование. Для старшего судебного пристава необходимо высшее юридическое образование.

Судебный пристав должен быть способен по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья, выполнять возложенные на него обязанности, связанные с государственной службой.

На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость. Судебный пристав является должностным лицом и приносит при вступлении в должность присягу.

Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции Российской Федерации.

Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов воинские звания.

Статус судебного пристава определяется, помимо названного закона, основанном на Конституции Российской Федерации, законодательством о государственной службе. Центральным актом является Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в ред.27.05.2003 г.). О.В. Исаенкова. Исполнительное производство. Учебное пособие. М,2007.С. 80.

Для повышения эффективности исполнительного производства необходимо, на наш взгляд, предъявлять более высокие требования к судебному приставу — исполнителю и предусмотреть не только среднее или среднее профессиональное образование, но и окончание специальных курсов, где бы изучался весь массив знаний, необходимый в настоящее время судебному приставу — исполнителю для успешной работы.

После окончания курсов кандидаты на должность судебного пристава — исполнителя должны сдавать квалификационный экзамен.

Сдача экзамена является основанием для направления на стажировку, после успешного прохождения которой, лицо назначается на должность.

Что касается старших судебных приставов — исполнителей, то они должны назначаться из числа судебных приставов — исполнителей, имеющих высшее юридическое образование и отработавших в должности судебного пристава — исполнителя не менее трех лет.

Такой порядок утверждения на должность должен обеспечить надлежащий отбор и подготовку кадров.

Это необходимо, прежде всего, потому, что «реализация решений суда — важная и ответственная работа, ее исполнение требует от исполнителей знаний, четкости, организованности, оперативности, настойчивости».

Служба судебных приставов является единственным полномочным органом принудительного исполнения, что является основной особенностью специального статуса судебного пристава — исполнителя.

При выполнении своих служебных обязанностей он выступает как представитель исполнительной власти и обладает особым правомочием — от имени государства применять меры принуждения к должнику, не исполняющему требования исполнительного листа или требования судебного пристава — исполнителя.

Согласно ст.14 Федерального закона «О судебных приставах», требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. О.В. Исаенкова. Исполнительное производство. Учебное пособие. М. Д007.С. 81.

Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующих исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом. Судебный пристав — исполнитель имеет право:

  • 1) получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников;
  • 2) давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
  • 3) входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их;
  • 4) арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
  • 5) вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; совершать иные действия предусмотренные законом.

Принятые Федеральные законы существенно изменили и расширили полномочия судебных приставов — исполнителей по сравнению с теми, какими располагали судебные исполнители.

Согласно Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве», расширение полномочий судебных приставов — исполнителей выразилось, прежде всего, в том, что теперь судебный пристав — исполнитель самостоятельно возбуждает исполнительное производство путем вынесения постановления и также самостоятельно выносит постановление о возвращении исполнительного производства взыскателю в случае несоблюдения требований, предъявленных к исполнительному документу.

Вопросы об отложении исполнительных действий, об окончании исполнительного производства, также решается теперь судебным приставом исполнителем самостоятельно.

С письменного разрешения старшего судебного пристава судебный пристав — исполнитель может в необходимых случаях отступать от правил относительно времени совершения исполнительных действий, решать вопрос о розыске должника, его имущества или розыске ребенка, о возвращении исполнительного документа взыскателю, о привлечении к ответственности лиц, противодействующих судебному приставу — исполнителю или не исполняющих возложенных на них обязанностей, о замене стороны в исполнительном производстве ее правопреемником, о назначении специалиста для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, об отводе специалиста или переводчика (ст. ст.12, 26, 28, 32, 41, 43, 85, 87 Закона об исполнительном производстве). О.В. Исаенкова. Исполнительное производство. Учебное пособие. М., 2007.С. 87.

Деятельность судебных приставов — исполнителей практически выведена из под контроля суда, произошло значительное расширение их полномочий.

Судебные приставы по ОУПДС призваны оказывать необходимую поддержку своим коллегам осуществляя привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу — исполнителю и участвуя по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий, где обеспечивают безопасность судебных приставов — исполнителей и пресекают сопротивление, оказываемое судебному приставу — исполнителю в связи с исполнением им своих служебных обязанностей.

В целях выполнения возложенных на них обязанностей судебные приставы по ОУПДС наделены достаточно широким объемом полномочий, в том числе правом требовать содействия государственных органов и должностных лиц; получать необходимые документы и материалы; входить в помещения, занимаемые гражданами и организациями.

Для данной категории судебных приставов предусмотрена специальная профессиональная подготовка, после прохождения которой они имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств. Кроме хранения и ношения огнестрельного оружия и специальных средств, судебным приставам по ОУПДС предоставлено право применять в случае невыполнения их требований не только физическую силу, но и огнестрельное оружие, и специальные средства (ст. ст.15-18 Федерального закона «О судебных приставах»).

Судебные приставы, объединены в подразделения в соответствии с административно — территориальным делением субъектов Российской Федерации (районные, межрайонные и др.), возглавляемые старшим судебным приставом, причем, как судебные приставы по ОУПДС, так и судебные приставы — исполнители объединены в одном подразделении и подчинены одному старшему судебному приставу. В этой связи хочется заметить, что нецелесообразно.

Кроме того, в Федеральном законе РФ «О судебных приставах» определены гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов, а также финансирование и материально-техническое обеспечение службы судебных приставов.

Так, жизнь и здоровье судебного пристава подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судебному приставу или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью, подлежит возмещению, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. О.В. Исаенкова. Исполнительное производство. Учебное пособие. М.,2007.С. 90.

Служба судебных приставов финансируется за счет средств федерального бюджета. Исполнительский сбор зачисляется на текущий счет подразделения судебных приставов, как определено п.3 ст.81 Закона «Об исполнительном производстве». Тридцать процентов от суммы исполнительского сбора отчисляется в федеральный бюджет, а остальная сумма поступает во внебюджетный фонд развития исполнительного производства. Средства от исполнительского сбора возвращаются из федерального бюджета Службе судебных приставов, и используется для финансирования расходов на содержание и материально — техническое обеспечение Службы судебных приставов сверх утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования ее расходов за счет средств федерального бюджета. Исполнительное производство. / Под ред. Д.Х. Валеева. М.,2010. С189.

Согласно пункта 1 статьи 43 Закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель, переводчики и специалисты не могут участвовать в исполнительном производстве и подлежат отводу, если они являются родственниками сторон, их представителей или других лиц, участвующих в исполнительном производстве, либо заинтересованы в исходе исполнительного производства или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в их беспристрастности.

Наиболее часто отводы встречаются на практике по тем основаниям, что вышеуказанные лица заинтересованы в исходе дела или имеют иные сомнения в их беспристрастности. Закон учитывает сложность и своеобразие жизненных явлений и не может содержать исчерпывающий перечень оснований для отвода.

При наличии оснований для отвода лицо, на которое распространяются требования отвода, обязано заявить самоотвод. По тем же основаниям указанному лицу отвод может быть заявлен взыскателем или должником. Отвод должен быть мотивирован, изложен в письменной форме и заявлен до начала совершения исполнительных действий, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий (п.2 ст.43 Закона «Об исполнительном производстве»).

Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом.

Вопрос об отводе переводчика или специалиста решается судебным приставом-исполнителем.

По результатам рассмотрения вопроса об отводе переводчика или специалиста судебный пристав-исполнитель выносит мотивированное постановление, которое утверждается старшим судебным приставом.

Отказ в удовлетворении отвода судебного пристава-исполнителя может быть обжалован в соответствующий суд в 10-дневный срок (п.3-6 Закона «Об исполнительном производстве»). Улетова Г.Д. Итоги анкетирования судебных приставов — исполнителей. Краснодар. 2010.С. 12.

В целях выбора дальнейшего развития законодательства об исполнительном производстве, наиболее эффективной модели исполнения судебных актов и актов иных юрисдикционных органов главным управлением министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю проведено анкетирование:

в результате которого было опрошено 288 сотрудников службы судебных приставов,

что составляет 61%. У большинства судебных стаж по специальности не превышает 5лет-194 (67%), стаж более 5 лет40 человек (14%), 10 лет стажа-34 (12%), более 20 лет-14 (3%).

Количество судебных приставов в каждой службе колеблется от 4 до 15 человек.

Ежемесячная нагрузка у большинства приставов составляет от 55 до 80 дел.

Поэтому все опрошенные (83%) высказывались за увеличение штата работников службы, а также за введение института помощника судебного пристава.

Анализ показывает, что наибольшие сложности при исполнении вызывают исполнительные документы о взыскании алиментов (45%), денежной суммы (21%) и по спорам, возникающим из гражданских и трудовых правоотношений и т.д.

Основными причинами затруднений при исполнении исполнительных документов называются отсутствие имущества, работы, а иногда и места жительства у должников, трудности розыска должника, отсутствие реальных механизмов наказания лиц, уклоняющихся от исполнения.

В связи с этим целесообразным представляется предложение об усилении ответственности должников путем внесения изменений в (ст.315) Уголовного кодекса РФ, установив уголовную ответственность за злостное н неисполнение исполнительного документа не только в отношении представителей органов власти, государственного служащего, служащего органа местного самоуправления, других органов и организаций, но и в отношении граждан, не являющихся должностными лицами.

При этом привлечение к уголовной ответственности должно быть, возможно, только при условии злостности действия или бездействия должника, что исключит несправедливое применение строгого наказания.

Одновременно с этим положением следует усилить ответственность Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований по своим обязанностям. Улетова Г.Д. Итоги анкетирования судебных приставов — исполнителей. Краснодар. 2010.С. 12.

При этом суд при вынесении решения должен определять порядок исполнения решения, а не сам должник решать вопрос о списании государственных средств.

Правовой статус судебных приставов

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России подведомственна Минюсту России.

Возглавляет ФССП России директор Федеральной службы судебных приставов — Главный судебный пристав Российской Федерации (далее — директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий. Он руководит Службой в целом (в масштабах Российской Федерации) и ответствен за выполнение стоящих перед ней задач.

Директор имеет заместителей директора Федеральной службы судебных приставов — заместителей Главного судебного пристава Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.

В субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях) образованы Федеральные службы судебных приставов субъектов Российской Федерации, возглавляемые в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О судебных приставах» Главными судебными приставами субъектов Российской Федерации, которые осуществляют руководство соответствующей службой судебных приставов, координируют и контролируют их деятельность.

В составе Федеральных служб судебных приставов субъектов Российской Федерации действуют районные, межрайонные или соответствующие им территориальные подразделения судебных приставов, возглавляемые в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О судебных приставах» старшими судебными приставами. Данные подразделения являются основным звеном Службы судебных приставов и включают в себя должности судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Правовое положение Службы судебных приставов таково, что фактически возводит ее в ранг правоохранительной структуры, поскольку, исполняя свои служебные обязанности, судебные приставы вправе:

— разыскивать, арестовывать и изымать имущество должников и принадлежащие им денежные средства;

— реализовывать изъятое имущество;

— производить финансовые операции, необходимые для удовлетворения требований взыскателей, законность и обоснованность которых подтверждена судебными актами и актами иных уполномоченных законом органов;

— применять к лицам, не выполняющим требования судов или иных уполномоченных законом органов, меры принудительного характера (приводы, штрафные санкции, представление о возбуждении уголовного дела и др.);

— применять в необходимых случаях огнестрельное оружие и специальные средства;

— привлекать к участию в исполнительном производстве граждан и организации, в том числе работников органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Функциональные возможности судебных приставов (в сравнении с их предшественниками — судебными исполнителями) значительно возросли, поскольку действующим законодательством не только существенно расширены сфера и организационно-правовые формы их деятельности, но и введена определенная профессиональная специализация.

Одни из них — судебные приставы-исполнители — возбуждают и ведут исполнительное производство, в ходе которого предпринимают все необходимые меры по исполнению решения суда или иного уполномоченного законом органа.

Полномочия судебных приставов-исполнителей имеют несколько иную направленность и состоят в том, чтобы, применив все предусмотренные законом меры принудительного воздействия на лиц, не выполняющих требования суда или иного уполномоченного законом органа, добиться неукоснительного исполнения судебного решения (либо иного акта, вынесенного судом) или решения иного компетентного органа.

Осуществляя данные полномочия, судебный пристав-исполнитель принимает к производству исполнительный лист (либо иной исполнительный документ, предусмотренный законом), возбуждает исполнительное производство и выполняет комплекс мер принудительного характера (исполнительных действий), реализуемых в рамках установленных законом процессуальных процедур.

В ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель прежде всего руководствуется положениями Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», предоставляющими право:

— получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

— проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

— давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

— входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

— арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

— налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

— использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

— в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

— объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

— вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

— совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Характеризуя функции судебных приставов и выполняемые ими задачи, необходимо обратить внимание на их правовой статус. Здесь следует отметить, что судебные приставы являются должностными лицами, состоящими на государственной службе. Им присваиваются классные чины работников органов юстиции.

При исполнении служебных обязанностей судебные приставы носят форменную одежду, имеют знаки различия и иную символику, образцы которой утверждаются Министром юстиции РФ.

Требования судебных приставов обязательны для всех органов, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом (ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах»). При этом диапазон мер ответственности правонарушителя достаточно широк от штрафных санкций до уголовной ответственности.

Статья написана по материалам сайтов: all-sci.net, vuzlit.ru, lektsii.org.

«

Комментировать