Апелляционная жалоба: срок подачи

Все гражданские делопроизводства рассматривают районные судебные органы. Если гражданина не устроило вынесенное решение, то он имеет законное право обжаловать его. Однако далеко не все люди осведомлены о сроках направления такого документа. Если упустить отведённый период, то судебный орган не сможет принять ходатайство к изучению. Но если на это были уважительные причины, то при предоставлении доказательств судья не должен отказать в рассмотрении апелляции. Все важные вопросы, касающиеся обжалования решений судебной инстанции, мы подробно разберём в данном материале.

Причины для направления апелляции

Проигравшему участнику судебного разбирательства на законных основаниях предоставляется возможность оспорить вердикт, который вынес судебный орган.

Прокурор в суде

Важно знать следующие особенности, когда можно подать жалобу на вердикт:

  • Если проигравший участник полностью или частично несогласен с решением судебной инстанции.
  • Если у гражданина появились детали дела, которые смогут повернуть процесс или смягчить его вину.
  • Апелляция должна быть основана на неверном вердикте судебного органа, некорректных ссылках на законодательные акты, на выделении приоритетов, касающихся только одного участника. При этом доводы второй стороны не берут во внимание.
Обратите внимание! Все доводы, которые приводятся в апелляции, должны быть обоснованы и юридически грамотно построены. Целью документа является доказательство правоты проигравшей стороны в рамках одного дела, без выдвижения надуманных требований.

Нормативная база, регулирующая сроки апелляции

Сроки подачи апелляции строго очерчены законодательными актами, которые недопустимо менять без предварительного согласования с участниками делопроизводства.
Период для направления жалобы установлен нормативными актами и может быть следующим:

  • Если судебный процесс закончился по упрощённой схеме с вынесением судебного приказа, а также все гражданские дела происходили в стандартном режиме, без каких-либо сложностей, то срок для подачи жалобы составляет пятнадцать дней с момента вынесения вердикта судом.
  • Если гражданское делопроизводство осложнено дополнительными обстоятельствами, в нём взыскиваются огромные денежные средства, то срок подачи апелляции может быть продлён до двадцати дней. Если конфликт основан на исчислении налогов и вычетов, то период для направления жалобы могут растянуть до одного месяца.

Вердикт судебной инстанции

  • Если делопроизводство связано с возвратом детей, то срок подачи жалобы не может превышать десяти дней.
  • Если в ходе выборов были нарушены права избирателей, которые успешно были восстановлены в судебном порядке, то на подачу апелляции здесь отводится не более пяти дней, если вердикт был принят до окончания выборов.
  • Если судебный орган рассматривает административное делопроизводство, связанное с уплатой штрафов, либо исполнением иных мер, то на оспаривание такого решения лицу отводится десять дней с момента его вынесения.
Важно! Судья при оглашении окончательного постановления всегда оглашает сроки, в которые стороны могут оспорить его. Если гражданин в силу разных причин не получил решение на руки, то это не является основанием для продления срока.

Алгоритм подачи апелляционной жалобы по гражданскому делопроизводству

При направлении жалобы лицу необходимо иметь в виду следующую информацию:

  • Несмотря на то что нормативные акты не очерчивают перечень страниц апелляции, не стоит растягивать её, пишите кратко и по делу. Не нужно лить воду.
  • Апелляция всегда подаётся через то судебное учреждение, которое выносило окончательное постановление.
  • Подать жалобу можно лично, через почтовое отправление, через интернет (сайт суда) или онлайн-сервисы, к примеру, портал «Мой арбитр».
  • Для второй судебной инстанции не нужно заново собирать весь пакет документов. Важно лишь составить заявление, где нужно отразить пункты, с которыми гражданин несогласен.
  • Административные и арбитражные делопроизводства отличаются по формату проведения и оспаривания. Поэтому для составления ходатайства важно пользоваться образцами.

Пример жалобы

  • Если текст апелляции соответствует нормам, то судья не имеет права отказать в её принятии.
  • Гражданин должен знать, что в ответ на поданную жалобу он может получить протестную жалобу с требованием оставить решение суда без изменений.
  • Если жалоба была отклонена, а решение осталось прежним, то гражданин может подать кассационную жалобу в Верховный суд.
  • В документе не нужно указывать претензии к судебному органу, в противном случае он не будет принят к рассмотрению.

Апелляционная жалоба пример

Важно! После направления жалобы человек должен ожидать решение судебного органа от 15 до 60 дней.

Если истёк срок для оспаривания

Если на пропуск срока подачи апелляции повлияли уважительные причины, то для восстановления упущенного периода необходимо написать заявление. В нём необходимо указать причины пропуска:

  1. Болезнь лица, подтверждённая справкой из медицинского учреждения.
  2. Гражданин поздно получил решение суда по почте.
  3. Судья не донёс до участников сроки и порядок подачи жалобы.
  4. Судья не придерживался минимально допустимого срока, равный пяти дням, без объяснения причин.
  5. Суд не отправил копию постановления, а сам участник не присутствовал на слушании.

Какие причины нельзя назвать уважительными?

Список причин, которые суд не может принять, как уважительные:

  1. Участник находился в другом городе или стране. Исключением здесь являются граждане при исполнении или госслужащие.
  2. У лица не было специалиста, который смог бы правильно составить жалобу.
  3. Если в силу разных причин апелляция должна согласовываться с вышестоящей инстанцией.
  4. У лица появились какие-то правовые или технические сбои при составлении документа.
Важно! Суд имеет полномочия отказать в приёме жалобы, если она составлена неправильно.

Алгоритм по составлению заявления на восстановление упущенного срока

Текст документа должен отражать следующую информацию:

  • Название суда, который вынес постановление.
  • Адрес суда и его контакты.
  • Сведения участников процесса.
  • Наименование заявления — «Апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции».
  • Описание причин просрочки со ссылками на законодательные акты.
  • Требование о восстановлении срока.
  • Документация, подтверждающая наличие уважительных причин.
  • Дата и подпись заявителя.

Какие аргументы нужно отразить в жалобе?

Оспаривание может происходить по материальным и процессуальным причинам.
Материальные причины основаны на знании законов. К примеру, если судья написал одно, а озвучил другое решение.

Процессуальные причины — это то, как нужно рассматривать дело. Здесь судья нарушает строгие правила проведения судебных споров. К примеру, если не вели протокол заседания.
Суд второй инстанции рассматривает дела первой инстанции с процессуальной стороны. Материальные основания рассматриваются здесь в качестве аргументов участников.

Апелляционный суд изучит факты законности принятого решения первым судом. В жалобе не допускается указывать новые требования и предоставлять новую документацию.

Есть возможность принести документы, которые не было возможности принести в первый судебный орган.

Мнение эксперта
Макаров Евгений Сергеевич
Арбитражный управляющий с опытом работы более 10 лет
Основания для отмены решения необходимо писать исходя из перечня, делая ссылки на них. В этом случае вероятность пересмотра дела намного выше. Судебный орган обязан правильно выбирать законодательный акт для вынесения окончательного решения. Если он выбран некорректно, то апелляционный суд имеет право изменить постановление.

Ситуации, когда вынесенное решение точно отменят:

  • Если вместо судьи решение принимал его помощник.
  • Лица, имеющие непосредственное отношение к делопроизводству, не принимали участия в процессе.
  • Дело рассматривалось не на русском языке.
  • На заседании не вели протокол.
  • Судья не уходил в совещательное помещение.
  • Судья не подписал постановление, или это сделал не тот судья.

Необходимый комплект документов

Для подачи жалобы нужно составить сам документ, оплатить государственную пошлину. Материалы дела в апелляционный суд передаст первая инстанция самостоятельно.
В апелляции необходимо указать:

  1. В какой и через какой орган передаётся заявление.
  2. Какое постановление оспаривается.
  3. Требования заявителя.
  4. Аргументы в свою защиту.
  5. Перечень приложений.
  6. Подпись заявителя.

Размер государственной пошлины для физического лица составляет 150 рублей, для организаций — 3000 рублей.

Список документов

Куда подавать апелляцию?

Составленную жалобу необходимо передать в ту судебную инстанцию, которая выносила решение. Направлять её сразу в апелляционный суд не имеет смысла, так как она будет всё равно перенаправлена в первую инстанцию. После принятия жалобы её отправляют в Областной суд. Её будет рассматривать коллегия, состоящая из трёх человек.

Как направить апелляцию в суд?

Жалобу уполномочен рассматривать суд, который идёт за тем, кто первоначально вынес решение. К примеру, если изначально дело вёл мировой суд, жалобу принимает районный орган.
Выше главного суда стоит Верховная коллегия.

Период обращения

Апелляционная претензия передаётся в судебный орган в течение тридцати дней с момента вынесения постановления.

Статья 321

Обжаловать решение по апелляционной жалобе можно в течение полугода, отправив заявление в кассационный суд.

Статья 107

Причины для возврата апелляции

Дать время на устранение недочётов могут в следующих случаях:

  • Госпошлина не оплачена.
  • В жалобе отсутствует номер дела, название суда.
  • Документ не подписан.
  • Не хватает копий документов.
  • Истёк срок подачи.

Апелляционный суд может вернуть дело в первую инстанцию, если:

  1. Суд не рассмотрел замечания на протокол.
  2. К жалобе не приложена мотивированная часть.
  3. Суд не рассмотрел ходатайство на восстановление срока.

Как рассматривают жалобу?

Апелляционный суд заранее оповестит участников о дате и времени заседания. Далее судья даст высказаться заявителю. А затем выслушает возражения на жалобу.

Мнение эксперта
Макаров Евгений Сергеевич
Арбитражный управляющий с опытом работы более 10 лет
В конце слушания стороны дадут ещё раз высказаться. Потом судья удаляется в совещательную комнату для принятия окончательного решения.

Решение может быть следующим:

  • Объявить решение правомерным.
  • Частично или полностью аннулировать постановление.
  • Прекратить производство по делу.
  • Не рассматривать жалобу вообще.
Если постановление апелляционного суда не устроило, то его можно оспорить в кассационном суде.

Резюме

Важные сведения:

  1. Подать жалобу можно до того, как постановление вступит в законную силу.
  2. Для обжалования решения отводится тридцать дней после того, как судья составил мотивированную часть. Решения, принятые по упрощённой схеме, можно обжаловать в течение пятнадцати дней с момента их вынесения.
  3. В обязательно порядке указываются номер дела, дата рассмотрений и название судебной инстанции.
  4. Перед подачей заявления необходимо уплатить государственную пошлину, распечатать копии ходатайства для всех участников.
  5. Жалоба должна быть отправлена в тот суд, который принимал окончательное решение.
  6. Претензию могут вернуть, если истёк срок подачи.
  7. Для успешного оспаривания необходимо дать ссылки на нормативные акты, которые были нарушены судебной инстанцией.
Автор статьи
Макаров Евгений Сергеевич
Арбитражный управляющий с опытом работы более 10 лет
Написано статей
38

Комментировать